Проституция как социальная проблема

Написал реферат по социологии. Кому интересно почитать про шлюх, читайте

Введение


Проституция как явление существует, я думаю, с самого появления человека. Всегда найдётся сильный, а с ним и слабый. Обделённый жизнью всегда захочет иметь то, чего у него нет, но есть у другого, более успешного человека. И тут возникает множество вариантов, как заполучить желаемое – убийство, грабёж, собственный труд (по возможности) или… или не надо стараться и трудиться, гнуть спину и зарабатывать мозоли на руках? Не надо идти на преступление, а заработать себе кусок мяса тем, что дала тебе природа?
Я выбрал эту тему потому, что меня заинтересовала сама суть проблемы. Сам я считаю проституцию оплотом прошлого, чем-то низким и ненужным в современном обществе. И мне стало интересно – почему же спустя тысячи лет эволюции социума и сознания человечества это явление по-прежнему живёт и даже развивается. Конечно, подобным способом легче заработать, ведь не надо особо утруждаться, но «падать ниже плинтуса» ради денег?
В своей работе я постараюсь ответить на ряд вопросов. Является ли проституция социальной проблемой? Отрицательная это или нет отрасль заработка? Причины и последствия занятий проституцией. Отношение общественности к этой проблеме.

1.     Происхождение проституции

История проституции уходит корнями в глубину веков. Вряд ли историки и сексологи смогут когда-нибудь четко определить момент ее зарождения. Проституция то поднималась до уровня почитаемой профессии, как это было в Японии, то становилась запретной, и подвергалась всяческим преследованиям, вплоть до смертной казни, как это бывало в Европе.
Проституция – древнейшая профессия на Земле. Так говорят и я с этим согласен. Уверен, что троглодиты довольно часто это практиковали. К примеру, когда в общине оставалась овдовевшая женщина в полном расцвете сил, но никому ненужная. Как ей не умереть с голода? Выход прост и очевиден – ложе самого сильного самца. Но об этом можно только догадываться и домысливать.
Переместимся же во времена создания древних цивилизаций, откуда сохранилось множество исторических фактов.
Основоположницей религиозной проституции считается Вавилония.
После объединения царем Нимродом двух халдейских народов и закладки на реке Евфрат города Вавилона образовалась как бы новая нация. Именно в этот период здесь появляется священная проституция, ставшая одной из самых распространенных форм поклонения Милитте, богине природы и плодородия, покровительнице города Вавилона.
По свидетельству Геродота, ни одна вавилонская девушка не имела права располагать своим будущим, не лишившись девственности в храме Милитты, куда стекались иностранцы. Более того, по закону каждая вавилонская женщина должна была хотя бы раз в год появиться в этом храме и отдаться какому-нибудь чужестранцу за деньги. 
Только иностранцу позволялось воспользоваться правом свободного совокупления с вавилонскими женщинами, при этом не имело никакого значения, замужем она или непорочная девушка.
Как всё происходило: выбрав женщину, мужчина бросал ей в подол несколько монет и произносил: "Обращаюсь к богине Милитте!". Сколь ни мала была сумма, заплаченная чужестранцем за любовь, женщина не имела права отказываться от денег, поскольку они уже считались священными. Расплатившись, мужчина брал женщину за свисавший конец пояса и увлекал в тень кедра или фисташкового дерева, где они приносили богине свою сексуальную жертву.
Культ Милитты очень быстро распространился по всей Западной Азии. Повсюду возводились храмы Милитты, которой в разных странах давали разные имена - Венера, Афродита, Анаис, Астарта, Урания.
В 594 году до н.э. афинский правитель Солон организовал в Афинах первый государственный публичный дом, в котором работали девушки-рабыни, приобретенные на общественные средства. Хитрый законодатель первым осознал, какие баснословные доходы получают храмы Афродиты от священной проституции, и решил пополнить опустевшую государственную казну таким необычным образом. Налоги, уплачиваемые проститутками, составляли довольно значительную долю доходов Афинского государства.
Так на смену священной проституции пришла другая, законная проституция, которая открыто существовала во всех странах мира на протяжении тысячелетий и существует по сей день.

2. Проституция в современном мире

Само по себе определение понятий проституция и проститутка не вызывает особенных трудностей, слово проститутка, произошедшее от латинских слов prostibulum (проститутка) и prostare (выставляться на продажу) достаточно точно определяет понятие: проститутка – выставляющаяся на продажу. Требуются лишь некоторые уточнения, а именно: проституция суть продажа секса любому желающему, разумеется, платежеспособному. Слово «любому» в данном контексте имеет чрезвычайно важную смысловую нагрузку, ведь именно отсутствие избирательности является сущностным определением данного понятия. Неважно, высокий или низкий, умный или глупый, общительный или косноязычный, красивый или урод – основной критерий один, – платежеспособность. В этом выборе проститутке также не важны и моральные, социальные или этические запреты.
Можно сказать, что именно проститутки уничтожают все возможные сексуальные неравенства и запреты, делая секс не просто общедоступным, а общедоступным без каких-либо ограничений. Все равны перед проституткой. Важны только два параметра: экономический (платежеспособность) и сексуальный (наличие желания). Возможно, что именно в этой общедоступности и равенстве в удовлетворении сексуального желания для всех, без различия возраста, чинов, успехов или способностей заложена та "живучесть" спроса на услуги проституток, которую можно наблюдать на протяжении всей истории человечества.
Проституция полностью легализована в восьми странах Европы (Нидерланды, Германия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция, Венгрия и Латвия).
В Швеции, Норвегии и Исландии с точки зрения закона правонарушение совершает клиент, а не проститутка.
В Испании и Чехии власти относятся к проституции терпимо.
Международный опыт показывает, правительства, которые легализуют проституцию как «секс-занятость», будут иметь огромную экономическую долю в секс-индустрии. Постепенно это приведёт к увеличению их зависимости от секс-сектора. Если проститутки будут считаться работниками, сутенеры бизнесменами, а клиенты потребителями секс-услуг, соответственно легализуя проституцию как экономический сектор, тогда правительства могут снять с себя ответственность за предоставление женщинам приличной и подходящей работы. В настоящее время существует ряд действующих мер, позволяющих государствам, защищающих своих граждан предотвратить распространение проституции как социально не допустимого проявления античеловечности в XXI веке наряду с терроризмом, фашизмом, разными видами дискриминации.
В современной России в соответствии со статьей 6.11 КоАП РФ, занятие проституцией влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. КоАП РФ не раскрывает понятия «проституция», однако принятым значением является «предоставление сексуальных услуг за плату».


3. Детская проституция

В большинстве стран законодательство определяет детей как лиц, не достигших совершеннолетия. Однако некоторые определения ограничивают детскую проституцию возрастом пре-пубертата или раннего пубертата и выделяют отдельно подростковую проституцию. Дополнительный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, определяет детскую проституцию как «практику, при которой ребёнок используется в сексуальных целях лицами за вознаграждение или любую другую форму компенсации» (статья 2b). Вознаграждение или компенсация может предназначаться как самому ребёнку, так и третьим лицам.
По определению бывает детская и подростковая проституция, но в таком возрасте подобные градации очень условны и я бы не стал разделять «малолетних» проституток, но сейчас не об этом. Я был шокирован во время исследования вопроса, когда узнал, откуда же берутся эти самые маленькие проститутки! Итак, по порядку.
Большей частью дети-проститутки из семей, где родители алкоголики или наркоманы. Но бывают и из обычных, даже из обеспеченных. Для таких торговля телом - всего лишь способ заработать дополнительные деньги на карманные расходы. Традиционно считается, что несовершеннолетних вовлекают в проституцию насильно. Это не так. Самое удивительное и, наверное, самое страшное, что дети в основном занимаются проституцией совершенно добровольно! Все эти дети – с искалеченной психикой, со смещенными нравственными установками. Подростки не только не понимают, что их занятие аморально – они в силу своего возраста вообще не понимают, чем они занимаются. А начинается все примерно так: девочке родители не смогли купить что-нибудь, она приходит к подружке, а та ей говорит: давай, я тебя отведу куда надо, и у тебя будут деньги. Девочка соглашается.
Бывает, что родители-алкоголики продают своего ребенка за бутылку. Но все-таки это редкость. Чаще всего родители ничего не знают об их занятиях, потому что и не хотят знать. Но все равно на них большая вина. Типична ситуация, когда их лишают родительских прав или изолируют от общества, дети отправляются в приюты, где у них также много шансов начать заниматься проституцией. В этом возрасте услуги детей-проституток часто носят гомосексуальный характер. Мальчики - с мужчинами, девочки - с женщинами. Спрос на несовершеннолетних проституток велик именно в гомосексуальных кругах, так было всегда – и в прошлом веке, и в двадцатые годы, и после войны. Самое интересное, что "покупатели" детских услуг – вовсе не обязательно педофилы. Они обращаются к детям просто потому, что это дешевле, нежели "купить" взрослого партнера. Цены ниже в несколько раз. А низкие они потому, что сутенеров у уличных детей обычно не бывает – никто за это не возьмется ввиду все той же уголовной ответственности и страха перед зоной, где такому не поздоровилось бы. Сутенеры имеют дело только с совершеннолетним "живым товаром", детей они от себя гонят. Ребенок же "зарабатывает", как правило, всего лишь на карманные расходы - на компьютерный клуб, на мороженое, на сигареты, поэтому и цену на свои "услуги" устанавливает по собственным потребительским масштабам.
 Правоохранительные органы, конечно, знают об этой проблеме. Но что они могут сделать? Ребенок заявлять в милицию никогда не станет, потому что боится людей в форме. Клиент, естественно, тоже никогда не пойдет в милицию. А у тех, кто увидел со стороны, нет повода обратиться в правоохранительные органы: мало ли куда пошел взрослый с ребенком. Как противостоять детской проституции, как ее предупреждать, искоренять? Похоже, никому не надо. Конечно, это плохо для общества. Но где оно у нас? Мы можем провести опрос общественного мнения и выясним: подавляющее большинство категорически против такого позорного явления. Ну а что дальше? Мнение есть – а общества нет, социальные институты или находятся в зачаточном состоянии, или, наоборот, разрушены.

4. Мужская проституция

В Греции гомосексуальная проституция получила широкое распространение и регулировалась специальными законодательными актами. Согласно законам Солона, гомосексуал-жиголо не имел права занимать государственные должности, а также быть адвокатом и архонтом. Развитие гомосексуальной проституции отмечали Ксенофонт и Аристофан.
В Древнем Риме ряды гомосексуалов, занимающихся проституцией, пополнялись рабами, которых готовили к этому занятию с юности. Представителями проституции были кинеды, которые исполняли возле винных лавок танцы и заключали сделки с клиентами. Среди клиентов были высокопоставленные персоны. Хотя это не одобрялось согражданами и в целом в Риме гомосексуальность не поощрялась.
В средневековой Японии гомосексуальная проституция, напротив, была достаточно широко распространена – об этом как об обыденном явлении упоминает, например, кодекс самурая «Бусидо», там же упоминается такое малораспространённое в рамках западноевропейской цивилизации явление, как гомосексуальная проституция на судах.
Мужская проституция – такая же древняя профессия проститутки, как и женская проституция. Известно, что уже в древнем Шумере и в Древней Греции мужчины продавали сексуальные услуги другим мужчинам. В нашу эпоху не существует «типичного» мужчины-проститутки, характеризуемого какими-то определенными культурными, социоэкономическими или личными предпосылками. Молодые мужчины, как безграмотные, так и представители среднего и высшего классов, могут работать на улицах, в клубах или в элитной службе эскорта.
В отличие от женщин-проституток большинство мужчин-проституток работают без сутенера. Мужчины, которые предоставляют женщинам сексуальные услуги в обмен на деньги и подарки, называются жиголо. Роль жиголо больше всего похожа на роль девочки по вызову, потому что он часто оказывается и социальным компаньоном, и сексуальным партнером одновременно. Его клиенты обычно – богатые женщины средних лет, которые стремятся к связи с привлекательными молодыми людьми. Жиголо часто притворяется, что испытывает некое романтическое влечение к женщине. Обмен денег на такие услуги мужчин происходит не так явно, как в большинстве взаимодействий между женщинами-проститутками и мужчинами-покупателями. Неизвестно, насколько распространен этот тип мужской проституции, но, вероятно, он встречается гораздо реже, чем женская проституция.
Мужчины, обслуживающие мужчин-гомосексуалистов, не так хорошо изучены, как женщины-проститутки. Как и женщин-проституток, их можно разделить на несколько категорий. Мужчины, работающие на улицах, вступают в контакт с клиентами в барах для геев или в банях, в общественных парках или туалетах. Большинство мужчин такого рода вырастает в неблагополучных семьях и в окружении людей, злоупотребляющих наркотиками и состоящих в беспорядочных связях. Как показало одно исследование, мужчинам – уличным проституткам не хватает знаний о болезнях, передающихся половым путем, и они не предпринимают необходимых мер предосторожности. Все больше мужчин, зарабатывающих на жизнь сексом, начинают работать через агентства эскорта, рекламные объявления или через Интернет. Мальчики по вызову работают так же, как и девочки по вызову. У них есть регулярные клиенты, и они работают не только как сексуальные партнеры, но и как социальные компаньоны.

5. Женская проституция

Существуют различные типы женщин-проституток, которые обслуживают клиентов-мужчин. Тип проститутки зависит от того, насколько она заметна в обществе, сколько она стоит, к какому социальному классу принадлежит. Опыт женщины-проститутки в значительной степени определяется условиями, в которых она работает, и тем контролем, который осуществляется над ее деятельностью. Мы рассмотрим несколько различных категорий, приблизительно определяемых методом, который женщина использует, чтобы устанавливать контакт с клиентами. Это уличные проститутки, а также те, кто работает в публичных домах и массажных салонах, и девочки по вызову.
Уличных проституток можно видеть на улицах большинства крупных городов. Они зазывают клиентов на улицах или в барах. Часто они оказываются представителями низших социоэкономических слоев. Они берут за свои услуги меньше, чем другие проститутки. Проститутка должна отдавать сутенеру значительную часть. Уличные проститутки, таким образом, занимают нижнюю ступень иерархии. Часто проститутки этой категории имеют драматическое прошлое, касающееся их семьи. Также они постоянно оказываются жертвами насилия и грабежей со стороны сутенеров и клиентов. Уличные проститутки — легкая добыча. Поэтому очень часто в новостях сообщается, что обнаружен труп убитой проститутки или объявляется розыск серийного убийцы проституток. Уличные проститутки бросаются в глаза, поэтому их часто арестовывают. Многие проститутки за свою жизнь многократно повторяют круг арестов, кратковременных тюремных заключений и освобождений. Даже в тех немногих городах, где законы устанавливают наказание как для клиента, так и для проститутки, мужчины-клиенты уличных проституток и другие типы проституток редко подвергаются аресту.
Публичный дом – это заведение, в котором работает группа проституток. На заре американской истории публичные дома были вполне обычным явлением и все еще остаются таковым в некоторых других странах. В наше время публичные дома узаконены в некоторых странах. В них установлен очень жесткий рабочий график. Нормальная смена составляет от 12 до 14 часов в день, она длится 7 дней в неделю, и всего проститутка работает 21 день в месяц. Обычно проститутки не имеют права отказать клиенту, и 50% их жалованья поступает хозяевам публичного дома. Публичные дома варьируются от очень дорогих заведений до дешевых местечек. Как правило, публичным домом управляет «мадам», которая является хозяйкой и бизнес-менеджером дома. Проститутки, которые работают в публичных домах в тех местностях, где проституция запрещена, несколько лучше защищены от арестов, чем уличные проститутки. Ведь их работа не так бросается в глаза полиции. Такие проститутки также реже подвергаются физическим нападениям со стороны клиентов в помещении публичного дома.
Массажные салоны считаются современной версией борделя, местами «быстрого сексуального обслуживания». Мануальная стимуляция («местная», или «ручная стимуляция») или оральная стимуляция, приводящие к оргазму входят в оплату массажа. Часто клиент указывает, в каком виде – одетом или раздетом – он бы хотел видеть массажистку. Половой акт может входить или не входить в «массаж». По данным одного из исследований, чаще всего клиентами массажного салона являются бизнесмены, так называемые «белые воротнички», старше 35 лет.
Девочки по вызову, как правило, зарабатывают больше других проституток. Как правило, эти проститутки происходят из слоев среднего класса. Девочки по вызову наравне с сексуальными услугами часто предлагают клиентам и социальное сопровождение. Они устанавливают контакт с клиентами по личной рекомендации или через «службы эскорта». Часто у таких проституток появляются регулярные. Такие проститутки не заметны в обществе, они гораздо меньше рискуют подвергнуться аресту, чем уличные проститутки. Девочки по вызову живут в удобных квартирах и хорошо одеваются. Все это входит в их обязательные расходы для поддержания бизнеса. Они также чаще, чем другие типы проституток, получают от своих регулярных клиентов одежду или жилье.

6. Проституция и общество

Характерной чертой проституции считается именно получение оплаты за профессиональную услугу сексуального характера. Занятие проституцией в обществах западной цивилизации рассматривается почти как неизбежное зло. В восточных обществах (Дальний Восток, Индия, Ближний Восток) в прежние эпохи отношение к проституции было более нейтральным, хотя и в этих странах она, как правило, не одобрялась.
Противоречивое отношение общества к проституции, т.е. платному профессиональному сексу, связано с двойственным отношением к самому сексу. С одной стороны, секс приносит удовольствие, а потому сексуальные услуги за плату можно рассматривать по аналогии с любыми другими приобретаемыми услугами. С другой стороны, секс, не сопряженный с деторождением, раньше обычно осуждался. Поэтому общественная мораль «табуировала» неупорядоченные сексуальные отношения и порицала тех, кто занимался сексом вне семьи. Это осуждение было тем строже, чем более моногамным являлось общество. Лишь в последней трети 20 в. в странах Запада началась реабилитация секса как самоценности.
На негативное отношение к проституции в обществе влияет и степень распространенности венерических болезней, передающихся главным образом именно при частых сексуальных связях. Так, уже в древности была известна гонорея. В Западной Европе нового времени на отрицательное отношение к проституции влияет размах эпидемии сифилиса и СПИДа.
Занятие проституцией представляет определенную опасность для женщин. Обычно они занимаются этой деятельностью недолго, примерно 5 лет, после чего проститутка утрачивает сексуальную привлекательность и перестает интересовать клиентов. Однако и за это время они нередко теряют способность к нормальному супружеству и материнству, под воздействием общения с клиентами в «зоне риска» у них меняется психика. Высокие эмоциональные стрессы ведут к широкому распространению среди проституток алкоголизма и наркомании.
В христианской культуре осуждение свободного секса было закреплено религиозным каноном (в библейской заповеди «не прелюбодействуй»). Начиная с нового времени, западноевропейская цивилизация активно насаждала свои культурные нормы во всем мире, в результате в настоящее время проституция считается презираемым занятием во всех странах. В одном из отчетов Международной организации труда (МОТ) в 1998 году наряду с предложением рассматривать индустрию секса в качестве законного сектора экономики одновременно отмечалось, что «проституция – одна из наиболее отвращающих от себя форм труда».

Заключение

Является ли проституция социальной проблемой? Мне до сих пор ответить сложно. Я бы только попробовал сделать небольшой итог, что распространённость проституции прямо пропорционально качеству жизни общества, проституция – как показатель уровня духовной развитости и благосостояния населения.
Распространение проституции связано с бедностью и развитием больших городов с большими массами населения, где проституцию стимулирует нищета и трудность для женщин получить средства к существованию иными путями, а также исторически сложившимся «бесправием женщин» по сравнению с мужчинами. Однако при этом очевидно, что проституция развивается только в городах, хотя уровень жизни горожан обычно выше, чем в деревнях, где проституции практически нет. Дело в том, что именно в городах происходит коммерциализация всех сфер жизни и обезличивание межличностных отношений, которые сложно скрыть в замкнутом сельском сообществе. Кроме того, в городах больше соблазнов, поэтому проституцией начинают заниматься не только те, кто пытается заработать на обычную жизнь, но и те, кто стремится к богатой жизни, не имея возможности добиться ее иными путями.
Там, где у человека мало иных возможностей заработать на жизнь, проституция нередко становится для него чуть ли не единственной возможностью выжить. Это объясняет сравнительно высокий уровень проституции в странах Латинской Америки и в юго-восточной Азии. Ситуация, однако, меняется, если в стране господствуют строгие патриархальные или религиозные нормы, регламентирующие поведение женщин, такая картина наблюдается в исламских странах, где, несмотря на низкий уровень жизни, уровень проституции относительно низок.

Комментарии